• Тонко соединены лиризм с суровой воинской мощью в картине “Варяжское море”. Рерих свободно использует здесь такую систему построения пространства, которая позволяет показать безбрежные просторы моря, скалы и корабли вдали, а в ближней зоне — замок и сцену прощания викинга. Рерих необычайно изобретателен в композиционных приёмах. Он обращается к принципу параллельной перспективы, к диагональному построению планов, к различным точкам зрения. Колористическая гамма “Варяжского моря” сдержанна и изысканно красива. На общем серо-голубом холодном фоне неба и моря — тёмные силуэты судов, кирпично-красные пятна плащей викингов. Сцена полна внутренней динамики и силы [40, с.57].• Путешествие 1907 года вдохновило художника на создание “Триумф викинга” (1908), и “Варяжского моря” (1910). По словам С. Эрнста, “в этих полотнах, словно движимых суровым северным напевом Балтийских волн, дробящихся о тёмные прибрежные скалы, мастерство Рериха приобретает черты северной замкнутости”. К сюите “Викинг” относится так же картина, отличающаяся в творчестве раннего Рериха редким для него лиризмом, это “Песнь о викинге” (1907) [2, с.100].
• “... в сюите “Викинг”, состоящей из “Песни о викинге” (“Светлой ночью”) (1909), “Варяжского моря” (1909-1910), уже упомянутого “Боя” (1906) и “Триумф викинга” (1908). В этих полотнах, словно движимых суровым напевом Балтийских волн, дробящихся о тёмные прибрежные камни, мастерство Рериха приобретает.... черты северной замкнутости и молчания... Глубокой печалью звучат серые, синие и бледно-оранжевые тона “Песни о викинге”: тусклыми тенями залегли в ранние сумраки мхеры, одиноко плывёт чуть позлащённая закатная тучка и безнадёжна грусть девушки, скандинавской Ярославны, тоскующей у этих тихих вод...Грандиозная сумрачная гармония полнит “Варяжское море”: сурово играют глубоко-синие, красно-коричневые и серые тона, грозной дугой стоят готовые к отплытию ладьи, пенятся холодные волны... Вечный великий покой почиет на голубых курганах у спокойного серого моря в “Триумфе викинга”...[26, с.30].
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с.
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.