<..>
Тема распятия и воскресения особенно волнует Святослава Рериха. На одном из карандашных рисунков Мария лежит у ног распятого Христа на Голгофе. Она едина со своим Учителем не только в жизни, но и в смерти. Кажется, жизнь покинула её. Бездыханное тело сливается с землёй, но голова чуть приподнята, чтобы видеть Спасителя. Его руки выглядят как белые ангельские крылья. Одно мгновение, один взмах, и Он взлетит вверх. Интересная деталь: художник использовал для эскиза «Распятие» синюю бумагу, возможно, желая подчеркнуть небесный цвет, созвучный грядущему вознесению Господа на Небеса.
На эскизе «Явление Христа» той же се-
рии представлен евангельский сюжет с вос-
кресшим Спасителем. Он предстал перед
Марией Магдалиной в своём божественном
облике: «Иисус говорит ей: не прикасайся
ко Мне, ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему;
а иди к братьям Моим» (Ин. 20:16–17). Из
евангелия ясно, что Он остановил Марию,
которая ринулась к Его стопам. На рисун-
ке характерный жест отстраняющей руки,
даже тело отстранено, как бы изогнулось
вовне. На ладони зияет большое тёмное
пятно, след от гвоздя. Эскиз перекликает-
ся с основной работой «Христос и Мария»,
где Иисус, подняв руку, призывает Марию
войти в Царствие Небесное.
<..> |