Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2337&size=4
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...«Пиета» (1960) написана Святославом Рерихом в год смерти брата. Библейская тема – оплакивание Христа – послужила средством для раскрытия глубоких душевных переживаний самого художника; картина адресована всем умеющим сострадать, несущим горе потери. Розовый луч во мраке – луч надежды, никогда не оставляющей человека. Святослав Рерих. Священная флейта, с.54 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Классический мотив «Пиета» (сострадание) в изобразительном искусстве сводится к сюжету оплакивания Христа Богоматерью. Широко известны скульптуры Микеланджело в соборе св. Петра в Риме, Дюпре в Сиене. Эти скульптурные группы изображают Богоматерь с телом Христа на коленях. Подобной композиции обычно придерживаются и в живописи. Дж. Беллини, Ван Дейк, Беклин и многие другие художники прибегали к этому мотиву и сходной композиции. Первый вариант «Пиеты» Святослава Рериха близок принятой традиции: те же две фигуры в таком же сочетании, хотя интерпретированы они свободно, без намёков на религиозное содержание. О нём напоминает только традиционное название и слегка уловимое сходство лика Христа с принятым в иконописи. Женщина в накинутой на голову косынке ничем не отличается от любой женщины, склонившейся в великой материнской скорби над погибшим сыном. В 1960 году Святослав Рерих повторил «Пиету», причём, развивая собственную интерпретацию Великой Трагедии, он изменил привычную композицию, составив группу из трёх персонажей. На просьбы посетителей выставки дать пояснение к новому истолкованию классического религиозного сюжета Святослав Рерих отвечал: «Это – общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге. Готовили к нему героя. И, может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самого дорогого для себя человека? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг - не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И, если этот поступок завершается чьей-либо гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, - это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них, жертвуя собой». П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.138 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
О всечеловеческой скорби повествует и картина «Пиета» (1961). Этот классический сюжет (изображение Богоматери с телом Христа на коленях) Святослав Рерих трактует не канонически. Он изменяет традиционную композицию, вводя в картину вторую женскую фигуру, и дает своей трактовке такое объяснение: «Это — общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге, готовили к нему героя. И может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряюпщх самое для них дорогое? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг — не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И если этот поступок завершается чьей-то гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, — это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идет на них». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«"Пиета" ("Скорбящая") - это общечеловеческая тема, где выдвигается герой - сын, который пожертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя.
Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок.
Розовый луч, который пронизывает тьму, - это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и даёт нам надежду»*.
С.Н.РЕРИХ
«"Жизнь бесталанна без героя", говорит народная мудрость. Героизм выходит за рамки обычного, но не покидает жизни, а превращает тусклую повседневность в яркий каждодневный подвиг. Каждый художник в своём творчестве определяет значение героики, и это определение будет также определением задач и целей его искусства. Если художник творит для народа, а не для "избранных", то его произведения обязательно будут выражать героические чувства.
Народное творчество показывает, что народ ждёт от искусства не только той реальности, которая его окружает, но и той, которой ещё предстоит себя окружить. В народе заложена перспектива будущего. Он в существе своём бессмертен. И своё бессмертие, своё право на далёкое завтра народ поручает выявить герою.
"Творите героев", говорит тысячелетняя мудрость Востока. Следуя ей, Святослав Рерих в своём искусстве гармонически сочетает необычное с реальным. (...)
Сюжет "Пиета" уже много трактовался в искусстве. У С.Н.Рериха он символизирует не только глубину материнской скорби. Это большая тема жертвы - не одного самопожертвования сына, но и жертвы матери, своими руками, добровольно отдавшей самое для неё дорогое ради спасения жизни на земле. Не отчаяние, а знание неизбежности выражено в скорбных чертах матери. Благородная красота исполненного долга запечатлена в облике сына. Многие матери, приводившие на подвиг своих сыновей, узнают себя в "Пиете". И она ещё раз напомнит им, что, когда залогом жизни становится смерть, матери не ропщут, если жребий падает на их долю. В этой доле не только печаль, но и полёт избрания»**.
П.Ф.БЕЛИКОВ
* Рерих С.Н. Объяснение картины «Пиета» («Скорбящая»). Из архива Н.Д.Спириной.
** Фрагмент статьи П.Ф.Беликова «Святослав Рерих и проблемы современного искусства» (1961 г.). Из архива Н.Д.Спириной.
Источник :http://voshod.sibro.ru/article/27620 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..> Тема распятия и воскресения особенно волнует Святослава Рериха. На одном из карандашных рисунков Мария лежит у ног распятого Христа на Голгофе. Она едина со своим Учителем не только в жизни, но и в смерти. Кажется, жизнь покинула её. Бездыханное тело сливается с землёй, но голова чуть приподнята, чтобы видеть Спасителя. Его руки выглядят как белые ангельские крылья. Одно мгновение, один взмах, и Он взлетит вверх. Интересная деталь: художник использовал для эскиза «Распятие» синюю бумагу, возможно, желая подчеркнуть небесный цвет, созвучный грядущему вознесению Господа на Небеса. <..> Художник находился в постоянном поиске. У него возникла даже идея триптиха. Это каким-то образом перекликается с более ранней работой «Распятое человечество». Но здесь выдержан стиль лучших мастеров итальянского средневековья. Намечен только эскиз будущей картины. Центральное место занимает Голгофа. Три креста находятся не рядом, в одну линию, а разбросаны на горе, создавая глубокую перспективу. На правой и левой частях, как на створках видового окна изображены две грациозные фигуры – Мать Иисуса Мария и Мария Магдалина. Их имена подписаны на эскизе буквами «М.» и «М.М.». Очевидно, что Богородица именно справа. Она ассоциируется с иконописным образом. К великому сожалению, Святослав Рерих не осуществил свой замысел до конца и не создал полноценной картины. Позже, в 1960-м, написана другая картина, с трёхфигурной композицией. По утверждению автора, новая «Пиета» – это «вариант картины 40-х годов» (20.06.1962). В неё добавлена ещё одна женская фигура по левую сторону от Христа, страдающая Мария Магдалина. Были написаны две идентичные работы. Они находятся в разных местах – в Индии, в Венкатаппа галерее (Бангалор), и в Государственном музее искусства народов Востока (Москва). Создание произведения, в чём-то нового и самостоятельного, совпадает с трагическим моментом в судьбе Святослава Рериха. В расцвете творческих сил, на 58-м году жизни в Москве умер единственный брат художника Юрий Рерих, востоковед с мировым именем. Существует мнение, что переработанная версия «Пиеты» посвящена его памяти. Оно бытовало в кругу друзей, часто собиравшихся на квартире учёного после его ухода. Сам же Святослав Рерих видел в сюжете картины обобщённый образ не только героя, но и близких людей, идущих с ним по жизни, тем самым выражая боль собственной утраты. Трагический сюжет казни Иисуса автор переносит в обычную жизнь, называет «общечеловеческой темой». В жизни герой всегда жертвует собой за избранный идеал, но он не одинок, рядом с ним – мать и любящая женщина, они зовут на подвиг. Разъясняя смысл произведения, художник говорил на открытии выставки в Эрмитаже: «Никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдание самого героя. Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, не только один какой-то человек, один герой совершал подвиг, но были и другие, которые его поддерживали и остро переживали этот героический поступок. Розовый луч, который пронизывает тьму, – это луч надежды» (Ленинград, 1975. Стенограмма). <..> |