АДЖАНТА - это подземный город, который был построен в незапамятные времена. Н.К.Рерих был там. Была там и Е.П.Блаватская.
В этом подземном городе жили мудрые старцы, отшельники. Их тела сами излучали свет. Внутренние стены Аджанты покрыты великолепными фресками, прекрасно сохранившимися до наших дней. Они говорят об очень высокой культуре их создателей.
Именно отсюда, из Индии распространился по Азии, Ближнему Востоку, России, Европе способ украшать внутренние стены росписями. И потому так сходна индийская древняя живопись с персидскими миниатюрами и древнерусской иконой. Даже способ приготовления красок, полотна, который наблюдал художник у тибетских лам-художников, полностью соответствует работе русских иконников.
Древняя индийская культура в пору своего расцвета явила собою великий магнит, насытивший культуры многих народов. На путях передвижения народы оттачивали стили, встречались с новой красотой, обостряли наблюдательность, что выливалось в новые формы искусства, но основы прекрасного были хранимы в сокровищнице народной. И настанет время, когда люди возвратятся к своим истокам, чтобы обновить основы.
"Фрески Аджанты, мощная Тримурти Элефанты и гигантская ступа в Сарнате - все это говорит о каких-то других временах, теперь уже непреложимых. Существует известие, что во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду",- писал Н.К.Рерих.
Художественная и государственная культура Индии достигла наивысшего расцвета в эпоху династии Гупта, правившей с начала 4 до середины 6 веков новой эры. В это время развивались наука и ремесла, были созданы прекрасные произведения древне-индийской литературы. В то же время в городах Декана продолжались строительства величественных комплексов пещерных храмов Аджанты.
Индийский храм, как место обитания божества, согласно традиции, украшался и декорировался даже в недоступных для непосредственного обозрения местах. Внутреннее пространство в буддийских чайтьях обязательно замыкалось ступой, которая в Аджанте уступила место скульптуре погруженного в созерцание Будды.
Словно причудливый ковер, как бы переплетаясь одна в другую, следуют в росписях пещер Аджанты сцены охоты на слонов, картины придворной жизни, быта и развлечений. Внутренние помещения храмов Аджанты почти целиком покрыты монументальными росписями. Художники, писавшие в темном помещении с помощью отраженного света многочисленных металлических зеркал, использовали минеральные краски, не потускневшие до сих пор.
Во многих пещерах сюжетно-бытовая живопись переплетается со сценами из описаний прошлых существований Будды и эпизодов из легендарной жизни Великих Учителей.
Будда, обладавший 32 признаками совершенства, основными из которых являются удлиненные мочки ушей, выступ на темени, миндалевидные глаза и т.п., часто изображается под зонтом, символом знатного происхождения основ буддизма.
По мере развития религиозных основ буддизма, число буддистов возросло. Каждый из неисчислимых миров, по представлениям буддистов, имел бесконечное число будд прошлого, настоящего и будущего.
У Н.К.Рериха много полотен, посвященных Будде - великому Учителю человечества и символам буддизма.