Картины С.Н.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=6428&size=5
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
<..> Работа над большим полотном «Христос с учениками на берегу Галилейского моря» (полное название) заняла практически два года. Для этой картины написаны десятки масляных этюдов. Наглядно видно, что Святослав Рерих искал характеры учеников, добиваясь их выразительности. На холсте изображены будущие апостолы во главе с Иисусом Христом. Группа идёт по берегу, стар и млад внимают словам Учителя. Наклонённые фигуры устремлены вперёд. В ракурсе тела, в повороте головы они замкнуты на Иисуса, наполнены внутренним движением. Даже небо нависает над их головами вихревыми струями солнечного света. Лишь один человек идёт поодаль, точнее, приостановился и замер в раздумье. Это – Иуда, предатель Христа. В его согбенной фигуре нет движения, она статична, можно сказать, мертвенно призрачна. Сюжет картины полон драматизма, таящего в себе распятие Богочеловека. На картине практически все ученики молоды, юны и лицом, и статью. Исключение составляют двое, великовозрастные и седые, идущие слева от Христа. Один держит на плече рыбацкие сети, другой – поодаль, в тёмно-зелёной накидке. Возможно, это просто символ, намёк на духовный возраст, а не указание на реальный. Старшими считались апостолы Пётр и Матфей, причём Пётр, как раз рыбак, изображён с сетью. На подготовительном этюде у него копна густых волос, но в окончательном варианте художник решил сильно состарить Петра. Новый Завет не даёт прямых указаний на возраст апостолов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что им было не более 30 лет. Если самому Христу исполнилось тридцать, когда он вышел на проповедь, то последователям «раввина» традиционно должно было быть около двадцати лет или даже меньше. Иначе как они осуществляли свою миссию, распространяя евангельскую весть по всему миру столь долгое время?.. Мытник Матфей был старше других, поскольку занимал должность сборщика податей. Среди взрослых также упомянут Иаков, один из семидесяти апостолов и сводный брат Господа, то есть сын Иосифа Обручника. Он уже был молодым человеком, когда родился Иисус. В конце концов, ничего не известно о датах рождения учеников Христа наверняка. Святослав Рерих условно придерживается текста Евангелия, но основную задачу решает изобразительными средствами. Движение, или дух, наполняющий телесные формы, главный элемент на картине. Устремление – ключ ко всем мирам, земным и надземным. Продолжительная работа над большим полотном о Христе связана с поиском цветовых соотношений. Об этом свидетельствуют эскизы, представленные в разных собраниях, в том числе и частных. На одном из них небо цвета молодой зелени вперемежку с сиренью. На другом – голубое с розовыми разводами. Каким-то невероятным образом оно сливается с сине-зелёным морем, создавая эффект единого пространства. Но всё-таки максимальный результат достигнут в итоге – лилово-жёлтое небо вихрями возносится вверх, создавая небесный объём. Красные и белые сполохи в облаках передают настроение напряжённой беседы Христа с апостолами. На пустынном берегу Галилейского моря Иисус учил своих учеников и творил чудеса. Там же во время шторма он ходил по водам, усмиряя стихию. На картине Святослава Рериха чувствуется приближение бури, и это главное, что хочет передать художник своему зрителю. Смятение не только в природе, но и в людских душах. Недаром в композицию введён отрицательный персонаж Иуда Искариот. <..> |